7 февраля 1920 года — 100 лет назад — был расстрелян адмирал Александр КОЛЧАК
На берегу извилистой речки Ушаковки из снега встает простой деревянный крест. Это памятник на месте расстрела адмирала Колчака — одной из самых ярких и противоречивых фигур расколотого революцией времени. Блестящий ученый, герой Порт-Артура, жестокий диктатор и мягкий до застенчивости человек. Жизнь и судьба адмирала Колчака обросли легендами. В жизни Колчака было много побед и немало поражений. И одна любовь, пережившая его самого. Ее звали Анна Васильевна Тимирева.
Ушаковка впадает в Ангару, неподалеку — тюрьма, где адмирал провел последние дни. (Камере, где он содержался, вернули прежний номер — пятый, сделав ее таким образом мемориальной.) «Его расстреляли здесь, под этим обрывом. Зима 1920 года выдалась суровой даже по сибирским меркам, на таком жестоком морозе даже при желании невозможно было выкопать могилу. А большевики спешили, им было не до церемоний», — рассказывает заместитель директора Иркутского областного краеведческого музея Владимир Свинин. Тело после расстрела погрузили на сани, увезли на Ушаковку и сбросили в прорубь.
Когда за адмиралом пришли и объявили, что будет расстрелян, он спросил, кажется, вовсе не удивившись: «Вот так? Без суда?»
Перед расстрелом молиться отказался, стоял спокойно, скрестив руки на груди. Попросил лишь передать благословение жене и сыну. Об Анне Тимиревой, добровольно пошедшей под арест, чтобы до конца не расставаться с ним, — ни слова. Наверное, не хотел, чтобы его последние слова, обращенные к ней, Анна Васильевна слышала от приводивших приговор в исполнение. За несколько часов до расстрела Колчак написал ей записку, так до нее и не дошедшую. Десятки лет листок кочевал по папкам следственных дел.
«Дорогая голубка моя, я получил твою записку, спасибо за твою ласку и заботы обо мне... Не беспокойся обо мне. Я чувствую себя лучше, мои простуды проходят. Думаю, что перевод в другую камеру невозможен. Я думаю только о тебе и твоей участи... О себе не беспокоюсь — все известно заранее. За каждым моим шагом следят, и мне очень трудно писать... Пиши мне. Твои записки — единственная радость, какую я могу иметь. Я молюсь за тебя и преклоняюсь перед твоим самопожертвованием. Милая, обожаемая моя, не беспокойся за меня и сохрани себя... До свидания, целую твои руки».
Свидания больше не было. Его расстреляли 7 февраля 1920 года.
«Прошу чрезвычайную следственную комиссию мне сообщить, где и в силу какого приговора был расстрелян адмирал Колчак и будет ли мне, как самому ему близкому человеку, выдано его тело для предания земле по обрядам православной церкви. Анна Тимирева».
Резолюция на письме: «Ответить, что тело Колчака погребено и никому не будет выдано».
Пять лет – с момента знакомства и до дня расстрела – длился роман Анны Тимиревой и Александра Колчака. Большую часть времени они жили порознь — у каждого семья, у обоих — сыновья. Не виделись месяцами, однажды — год. На костюмированном балу она подарит ему (и еще нескольким знакомым) свое фото «в русском костюме». И много месяцев спустя друг дома расскажет Анне Васильевне, что этот снимок висит в каюте Колчака. А еще он всюду возит с собой ее перчатку.
Спасение от постоянной разлуки они нашли в письмах, адресованных друг другу. Всего насчитывается около пятидесяти трех писем, за четыре года переписки. Некоторые письма Александр Колчак писал и не отправлял, они могли доходить до сорока страниц. Эти записи были сохранены в его дневниках. Она же временами отвечала более сдержанно, боясь показаться навязчивой и надоесть.
Она первой призналась ему в любви — с откровенностью пушкинской Татьяны и решительностью своей тезки Карениной. «Я сказала ему, что люблю его». И он, уже давно и, как ему казалось, безнадежно влюбленный, ответил: «Я не говорил вам, что люблю вас». — «Нет, это я говорю: я всегда хочу вас видеть, всегда о вас думаю, для меня такая радость видеть вас». И он, смутившись до спазма в горле: «Я вас больше чем люблю». Пройдет еще три года, и они будут видеться — на глазах у всех и тайно, урывками. И все будут знать об этой любви, а Софья Колчак, жена адмирала, признается подруге: «Вот увидишь, он разведется со мной и женится на Анне Васильевне». Тимирева разведется с мужем в 1918 году и с этого момента станет гражданской женой Колчака. Ей было 25 лет, ему — 44. Его семья уже давно во Франции...
Колчака расстреляли...Она же после этого была осуждена за свою любовь и 37 лет провела в тюрьмах и ссылках. Ее то выпускали, то вновь арестовывали. В перерывах между заключениями она вышла замуж за торгового представителя Всеволода Константиновича Книпера.
Между арестами она работала кем придется – просто бралась за любую работу, которая подворачивалась ей под руку, чтобы хоть как-то прокормить себя: библиотекарем, архивариусом, дошкольным воспитателем, чертежником, ретушером, картографом, членом артели вышивальщиц, инструктором по росписи игрушек, маляром, бутафором и художником в театре.
Умерла Анна Васильевна в 1975 году, пережив своего возлюбленного более чем на полвека. В конце жизни она написала:
«Но если я еще жива, наперекор судьбе,
То только как любовь твоя
И память о тебе.»
~~~~~~~~~~~~~
Стихотворение Анны Тимиревой посвященное Колчаку:
И каждый год Седьмого февраля
Одна с упорной памятью моей
Твою опять встречаю годовщину.
А тех, кто знал тебя, — давно уж нет,
А те, кто живы, — все давно забыли.
И этот, для меня тягчайший, день —
Для них такой же, как и все, —
Оторванный листок календаря.
1969
источник: http://www.pravoslavnye.ru/monitoring_smi/2004/02/05/..
#адмиралКолчак#ПоЧИТАТЕЛИкниг